МБДОУ "Детский сад №56 "Гусельки" г. Тамбов

 
Влияние игр на познавательную сферу детей в системе коррекционно-развивающего обучения
24.11.2010 22:50

Умственное воспитание и развитие – одно из важнейших составляющих в системе коррекционно – образовательной работы с детьми, нарушение познавательной деятельности которых является «ядерным», основным в сложной структуре нарушений.

Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии.

Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным, позволить  ребенку получить собственный опыт.

Учитывая особенности детей с задержкой психического развития, игровая деятельность, как условие физического и личностного развития ребенка, осуществляется по нескольким направлениям:

-Игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта.

Задача игр и упражнений в данном направлении состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию.

-Игры, направленные на развитие внимания.

p7В начальном периоде обучения внимание у детей с проблемами в развитии непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в играх ставится задача и на запоминание («Ку-ку», «Найди свою игрушку», «Куда девался мяч»).

-Игры, направленные на развитие подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки, и овладевают речью.

-Игры, направленные на усвоение действий по образцу.

К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу гораздо сложнее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или действия, а не воспринимает уже готовый результат («Домики для матрешек», «Сделать целое», «Ловкий мишка»).

-Игры, направленные на развитие ручной моторики.

-Игры, направленные на сенсорное развитие детей.

Младший дошкольный возраст у детей с интеллектуальной недостаточностью становится сензитивным периодом в развитии всей познавательной деятельности ребенка.

Коррекционная работа направлена, прежде всего, на обогащение сенсомоторного опыта детей, формирование системы обследовательных действий, а также на формирование познавательных установок «Что это?», «Какой он?», «Где звучит?» В результате возникает  способность выделять основные признаки предметов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, вкусового, обоняния), дифференцировать их, соотносить со словами.

Внимание   детей привлекается к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету, они обучаются действовать с учетом своих свойств. сравнивать объекты по данным признакам. находить сходство и различие, объединять в группы.

-Игры. направленные на развитие мышления.

У детей с задержкой в развитии представления отличаются неполнотой, фрагментарностью, неточностью, имеет выраженную склонность к уподоблению и быстрому сглаживанию, забыванию.

Трудности комбинирования и оперирования представлениями являются наиболее значимыми при решении творческих задач, требующих работы воображения. Это выражается в однообразии, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых, строительных, конструктивных и других игр.

Благодаря коррекционным играм и упражнениям можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные  практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно – образном или даже в словесном плане.

Коррекционно-педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности проводится в процессе специальных игр и упражнений, направленных на:

- формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно – действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;

- на формирование ориентировочно – исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотношения);

- игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными качественными свойствами и признаками объектов;

- направленных на обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;

- игр и упражнений на запоминание с использованием знаково-символических средств;

- сюжетно-ролевой, театрализованной игры;

- конструктивные игры.

Познавательную сферу детей развивают также игры и упражнения, направленные на развитие речи.

Основное внимание в данном разделе уделяется развитию у детей основной функции  речи – функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность.

В данный раздел включаем:

- игры. направленные на развитие делового эмоционального общения («Позови», «Передай колокольчик», «Найди свою пару», «Два клоуна» и т.д.);

- игры-драматизации.

Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.

-игры, направленные на развитие познавательной функции  речи тесно связаны с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности.

Игровая деятельность, как средство обучения, может быть включена в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

LAST_UPDATED2
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

eyes

Дополнительно

Контактная информация

Старковой Ирине Владиславовне
по телефону: 53-72-51
по электронной почте: istarkova@mail.ru , guselki56@yandex.ru
задать вопрос на форуме сайта: http://guselki.68edu.ru/phpbb
 
Старкова Ирина Владиславовна, заведующий
телефон: 53-72-51
E-mail: guselki56@yandex.ru 
задать вопрос на форуме сайта: http://guselki.68edu.ru/phpbb
 
Швырёва Ольга Владимировна, заместитель заведующего
телефон: 53-72-51
E-mail: guselki56@yandex.ru
задать вопрос на форуме сайта: http://guselki.68edu.ru/phpbb
 

[+]