МБДОУ "Детский сад №56 "Гусельки" г. Тамбов

 
Создание развивающей среды в квартире

В своём доме вы обнаружите всё необходимое для наблюдения, исследования, решения практических задач – иными словами, всё необходимое для развития ребёнка.

Как создать среду, способствующую развитию ребёнка, у себя дома? Неутомимый исследователь, не считаясь с подстерегающими его опасностями, отправляется на поиски нового в неизведанном мире.

Сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для малыша. Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно обследовать. И давайте вместе с ребёнком отправимся в путешествие по огромной стране, которая называется Квартира – место самых больших открытий.

Каждая остановка, которую вы делаете  во время путешествия, находится за чудесной дверью. Открыв её, вы услышите нежный звон. Это  звучит колокольчик или бубенчик, подвешенный вами на дверь. Дверной колокольчик помогает ребёнку ориентироваться в пространстве и в событиях, происходящих вокруг. Если вы на разные двери повесите колокольчики с разными звучаниями, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в ванную, а теперь возвращаетесь в комнату, и он сейчас увидит вас. Такое ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребёнку устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий.

Итак, в путь!

Остановка первая: «Кухня»

Кухня – самое интересное место для малыша прежде всего потому, что там находитесь вы, и не просто находитесь, а делаете массу удивительных вещей: что-то режете, льёте, перекладываете. Вокруг вас творятся чудеса: идёт пар, появляются и исчезают запахи. У вас есть 2 пути: бесконечные запреты или продуманное безопасное развивающее окружение. Мы надеемся, что вы выбрали второе, и тогда наши советы помогут вам.

Итак, что из того, что есть на кухне, можно дать ребёнку?

  • Прежде всего кухонную посуду и утварь: кастрюли и крышки к ним, дуршлаг, сито, формы для выпечки печенья.

Покажите малышу, как можно играть с этими предметами: прячьте мелкие предметы в крупные. Постучите крышкой о крышку или ложкой о дно кастрюли. Покажите ребёнку, что кастрюли разные по величине, и помогите правильно подобрать к ним крышки.

  • Яркую небьющуюся посуду. Она может быть из пластика или из дерева. Очень хорошо дать расписную деревянную посуду.

Ребёнок может вкладывать одну тарелочку в другую и снова вынимать. Это поможет ему на практике познакомиться с размером. Если вы не боитесь, что малыш промокнет, налейте в таз воды, дайте чашку и ситечко, покажите разницу между ними.

  • Пустые пластиковые бутылки или коробки. Большое количество продуктов теперь продаются в пластиковой посуде. Не выбрасывайте её. Малышу будет интересно играть и экспериментировать с ней, а её большое количество позволит разнообразить игру ребёнку. Если в одну бутылку насыпать горох, в другую – налить воду, в третью – поместить металлические детали. Получится набор музыкальных игрушек с разным звучанием. Обклейте горлышки клейкой лентой или пластырем для безопасности и дайте малышу.
  • Коробочки для масла и маргарина. Можно провести с ребёнком игру «Угадай, что внутри». В коробочку прячут разные предметы, чтобы ребёнок по звучанию угадал, что там. Есть другой вариант игры, когда прячут продукты с сильным запахом, чтобы малыш мог по запаху узнать, что в коробочке.
  • Яркие жестяные коробочки из-под чая, конфет. Многим детям нравится прятать разные предметы в сундучки и шкатулки. Как можно играть с ними? На глазах у малыша спрячьте игрушку в одну из коробочек и попросите найти её. Игра может развивать память и наблюдательность ребёнка. Если спрятать игрушку незаметно для ребёнка, то у него развивается навык поиска.
  • Пакеты из-под сока, молока. В них так же прячут игрушки. Сначала малыш будет искать в одной из двух коробочек, потом количество можно увеличить. Если коробочки разного цвета, ребёнок будет запоминать цвет, если разной величины, - то величину, а если они разной формы, в фокусе внимания малыша окажется форма. Игра разовьёт память, внимание, наблюдательность ребёнка.

Предложите малышу сложить в пакет сушки или хлебные палочки. Сделайте игрушечные вагоны, связав несколько коробочек верёвкой так, чтобы их можно было возить. Посадите в них разных зверей.

  • Большие коробки из-под телевизора или другой аппаратуры. Из них можно сделать домик. Ребёнку интересно сидеть в нём, чувствовать себя самостоятельным и в то же время слышать, что вы недалеко. Если на кухне достаточно места, такой домик может стоять в углу. Если кухня маленькая, поставьте его в комнате.
  • Сеточки из-под картошки, лука, фруктов. Сделайте мягкий мяч, наполнив сеточку кусочками ткани и завязав его для безопасности. Можете поместить туда же надоевшую ребёнку погремушку. В таком преображённом виде она снова станет интересна вашему малышу.
  • Трубки из-под фольги. В них можно дуть, гудеть, изображая паровоз. Спрячьте в такую трубку маленькую машинку или шарик. Малышу придётся решить сложную практическую задачу: как достать игрушку? Может, постучать трубкой по полу или вытолкнуть черенком ложки.
  • Фольгу. Закатайте в фольгу старые звучащие игрушки. Получится гремящий мяч. Может быть, ребёнок захочет развернуть и посмотреть, что внутри. Не останавливайте его, пусть удовлетворит своё любопытство. Чтобы его исследовательский пыл не угас, каждый раз прячьте в фольгу новую игрушку.
  • Холодильник. Когда достанете продукты из холодильника, давайте их малышу потрогать. Проговаривайте: «Холодно!». Положите в тарелку кубики льда, дайте потрогать малышу, вместе с ним понаблюдайте, как они тают.
  • Тёплые и горячие предметы. Вы познакомили малыша с тем, что такое холодные предметы, теперь дайте ему дотронуться до бутылки, куда вы перелили тёплую воду, до полуостывшего чайника, до чашки с чаем и объясните, что это всё тёплое.

Никогда сами не предлагайте ребёнку трогать горячий предмет, даже если вы знаете, что это безопасно. Такая провокация подорвёт его доверие к вам. Ещё раз повторяем: вы можете позволить малышу дотронуться до относительно горячего, но безопасного предмета, если он сам потянется к нему.

 

Остановка вторая: «Комната»

Комната также полна загадочных вещей. В шкафу лежит коробка со швейными принадлежностями, которую нельзя трогать, в углу стоит телевизор, рядом магнитофон или проигрыватель – всего не перечислишь.

Что же можно дать малышу, и как это можно использовать для его развития?

  • Кусочки ткани разной фактуры (шёлк, мех, вельвет, махровая ткань и т.д.). Сложите всё в отдельную коробку или сумку. Пусть малыш открывает её, достаёт, рассматривает, ощупывает содержимое. Помогите ему в конце игры сложить всё обратно.
  • Катушка из-под ниток. Самые хорошие катушки – деревянные, если они ещё сохранились у вас. Их можно нанизать на шнур и сделать бусы. Если таких катушек нет, подойдут пластиковые и картонные. И те и другие можно раскрасить в разные цвета. Если малышу трудно нанизывать на шнур, используйте провод в пластиковой оболочке.
  • Книги и журналы. Малышу нравится рассматривать не только свои книги, но и журналы взрослых. Вместе рассматривайте картинки в журналах. Выделяйте объекты, знакомые ребёнку: собака, машина, папа, малыш, дом и т.д. Говорите с ребёнком о них. Если малыш уже не тащит всё в рот, можете дать ему журналы с цветными иллюстрациями и для самостоятельной игры.
  • Аквариум. Если у вас дома есть аквариум, привлеките внимание ребёнка к ярким цветным рыбкам и их передвижениям. Поставьте недалеко от аквариума маленький стульчик. Возможно он напомнит ребёнку, что можно сесть и понаблюдать за рыбками самому.
  • Телефон. Все дети проявляют к телефону постоянный интерес. Если им предлагают игрушечный телефон или даже настоящий, но неработающий, они не соглашаются с этой заменой. Дайте возможность малышу послушать гудки или речь в настоящем телефоне. Для этого сядьте вместе на пол на коврик или одеяло, поставьте рядом аппарат, позвоните бабушке и попросите поговорить с ребёнком или просто наберите номер «Говорящих часов».
  • Домик под столом. Очень хорош для этого письменный стол, но подойдёт и любой другой. Двери можно сделать из диванной подушки. Возможно, вы решите, что это не дом, а гараж или теремок – всё зависит от вашей фантазии и интересов малыша.
  • Шкафы и тумбочки. Выделите своему ребёнку место в шкафу или тумбочке, куда вы вместе будете складывать игрушки, и откуда он сам сможет их достать. Ещё несколько отделений с неопасными вещами, например с одеждой, малыш тоже может обследовать. Остальные закройте, чтобы не портить себе и ребёнку настроение постоянными «нельзя».
  • Радио и проигрыватель. Включайте их лишь время от времени. Если радио работает целый день, ребёнок перестаёт его слышать.
  • Магнитофон. В продаже есть записи детских песенок, классических мелодий, переработанных для детей, народные песни и многое другое. Не ищете только простые по содержанию записи. Возможно, вашему ребёнку понравятся и песни для взрослых. Есть записи, воспроизводящие разные звуки природы. Вы можете и сами создать свою фонотеку. Запишите голоса взрослых членов семьи, самого малыша, дайте ему послушать и спросите, узнал ли он, кто это говорит или поёт.

Запишите звуки, сопровождающие различные явления окружающей жизни. Помогите ребёнку определить, что это за звуки. Запишите детский лепет, смех, позже – его первые слова. Ребёнку нравятся эти звуки, и он может отвечать, ведя диалог.

Совершайте под музыку разные движения, в зависимости от характера музыки: маршируйте, танцуйте, укачивайте куклу. Если ваш малыш ещё не умеет ходить, вы можете проделывать многие движения, держа его на руках.

  • Альбом с фотографиями. Рассматривайте сначала вместе с малышом, называйте тех, кто там изображён, составляйте с ним короткие рассказы. Просите малыша показать пальчиком того, о ком вы говорите, а если он способен, то и назвать его имя. Через некоторое время рассматривание фотографий может стать его любимым занятием. Если малыш перед сном с трудом успокаивается, такая совместная игра-беседа поможет ему приготовиться ко сну.
  • Фонарик. Включив фонарик и погасив в комнате свет, вы можете показать, как движется по стене и потолку луч света. Направляйте световое пятно на разные предметы и называйте их. Предложите малышу самому поводить фонариком. Пусть он попробует по вашей просьбе осветить телевизор, свою кроватку и другие знакомые предметы.

 

Остановка третья: «Ванная».

  • Фен для волос. Убедитесь, что ребёнок не боится звука работающего фена. В противоположном случае включите, и подуйте сначала малышу на волосы, потом осторожно направьте струю на руки. Если вы будете направлять струю на разные части тела и при этом называть их, малыш быстрее начнёт ориентироваться в названиях.

Дуйте на цветные шары, шарфы из тонкой ткани и кусочки цветной бумаги, поместив их в струю воздуха. Ребёнок будет наблюдать и радоваться этому.

  • Стиральная машина. Малыш может помочь вам загружать её. Подготовка к стирке, конечно, займёт больше времени, чем, если бы вы делали её сами, но принесёт вам радость совместного общения. Попросите ребёнка найти среди вещей свои штанишки, майку. Если ему трудно выбрать из большого количества вещей, предложите на выбор две вещи, резко отличающиеся по размеру, и спросите: «Где твоя рубашка?». Привлеките внимание ребёнка к звуку и вибрации машины.
  • Игры в воде. Прежде всего, дайте ребёнку до тёплой и холодной воды и назовите её. Когда малыш сидит в ванночке, опустите в воду разные предметы и покажите, как с ними играть: губка – отжимать, кружка – переливать воду, ситечко – смотреть, как льётся из него вода («делать дождик»), пробки и пинг-понговые мячики – вылавливать и складывать в ведёрко. Любой плавающий предмет можно опустить в воду и ждать его появления на поверхности. Для малыша это может стать любимым развлечением и поможет научиться предвидеть событие.
  • Рисование на запотевшем зеркале. Нарисуйте забавную рожицу, предложите малышу провести пальцем по зеркалу. Обратите внимание на след от пальца; вертикальные следы – «дождик», а горизонтальные – «дорожка».
  • Бельевые прищепки. Купите пластмассовые прищепки ярких цветов. Насадите прищепки на края пластмассовой тарелочки, предложите малышу стащить их. Пусть ребёнок складывает прищепки в ведёрко или коробочку. Прикрепите прищепку к одежде малыша, предложите стащить её. Сначала прикалывайте её на глазах у ребёнка, потом незаметно, побуждая малыша найти и снять её.
  • Зубные щётки. Покажите малышу все зубные щётки, потом поставьте их в стаканчик, оставив только его щётку. После того, как он её хорошо рассмотрит и потрогает, предложите найти её, выбрав из двух, а потом из всех щёток, стоящих в стаканчике.

Остановка четвёртая: «Прихожая».

  • Обувь. Как бы вы не были против игры ребёнка с обувью, вам с этим придётся смириться. Время от времени вы будете обнаруживать вашего малыша, сидящего на полу в прихожей и играющего с ботинками и сапогами. У вас всё та же альтернатива: запреты или признание за малышом права выбора объекта для исследования. Во втором случае вам потребуется организовать среду и поиграть вместе с малышом.

Как можно играть с обувью:

  • Вытаскивать и вставлять шнурки;
  • Застёгивать и расстёгивать молнию на сапогах;
  • Выстраивать всю обувь в ряд и вместе с малышом искать его туфельки и сапожки. Если вы сделали вид, что собираетесь натянуть их на себя, это рассмешит маленького участника игры.

Закончив игру, вместе с ребёнком уберите обувь на место.

  • Головные уборы. Для игры с головными уборами вам понадобится зеркало

Как можно играть:

  • Снимать и надевать на малыша шапку перед зеркалом;
  • Надеть и предложить малышу самому её снять;
  • Дать малышу в руки шляпу и предложить надеть на вас;
  • Надеть на малыша шапку так, чтобы она закрыла его глаза, и спросить: «Где (имя малыша)?»;
  • Заслонить шляпой своё лицо и сказать:» Ку-ку!». Побуждать ребёнка снять с вас шляпу.
  • Верхняя одежда. Перед тем, как выйти гулять, попросите малыша показать, где его курточка. Старайтесь, чтобы ребёнок участвовал в одевании. Протяните ему рукав и попросите вставить руку. Когда рука будет в рукаве, спросите его: «Где же твоя ручка? Её нет?», Когда кисть появится из рукава, обрадуйтесь её появлению. Так же модно играть с другой одеждой.

Когда вы придёте с прогулки, снимете с ребёнка пальто или куртку, оставив неснятым только один рукав. Когда малыш завершит начатое вами действие и снимет одежду, похвалите его.

Хорошо, если есть низко прибитая вешалка. Ребёнок постепенно будет приучаться вешать на неё свою одежду.

  • Игрушки для прогулки. У вас есть набор игрушек, предназначенных для прогулок. Предложите малышу самому выбрать, что он хочет взять с собой. Это не значит, что вы должны брать только то, что он выбрал. Вам ведь тоже известны его вкусы, и, чтобы не возвращаться домой, захватите и другие игрушки. Но предоставляя малышу право выбора, вы учите его принимать решение.
  • Звонок. Многие дети боятся звонка, особенно если у него резкий и громкий звук. Помогите малышу познакомиться со звонком в игре. Выйдите с малышом за дверь и помогите ему нажать на кнопку звонка. Другой взрослый откроет дверь, обнимет малыша, похвалит его. Обычно страх после таких игр проходит.

 

Послесловие

Вот и закончилось наше путешествие по квартире. Мы уверены, что вы вместе с малышом совершите много разных удивительных открытий. Маленький человечек поможет вам увидеть мир, сверкающий чудесными красками, с удивительными запахами, шорохами и таинственными превращениями. Отбросьте свои заботы и скептицизм – примите этот дар из рук малыша, и это принесёт вам радость.

LAST_UPDATED2
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

eyes

Дополнительно

Контактная информация

Старковой Ирине Владиславовне
по телефону: 53-72-51
по электронной почте: istarkova@mail.ru , guselki56@yandex.ru
задать вопрос на форуме сайта: http://guselki.68edu.ru/phpbb
 
Старкова Ирина Владиславовна, заведующий
телефон: 53-72-51
E-mail: guselki56@yandex.ru 
задать вопрос на форуме сайта: http://guselki.68edu.ru/phpbb
 
Швырёва Ольга Владимировна, заместитель заведующего
телефон: 53-72-51
E-mail: guselki56@yandex.ru
задать вопрос на форуме сайта: http://guselki.68edu.ru/phpbb
 

[+]