МБДОУ "Детский сад №56 "Гусельки" г. Тамбов

 
Роль семьи в воспитании дошкольников
Автор: Вотинцева К.М.   
23.05.2018 17:21

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам социалистического общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаи­моотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Объективные условия для этого есть: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых, повышение уровня жизни и т. д.

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому. Например, дочь играет, а вы говорите, что надо идти спать. Выполнить данное указание нелегко и ребенку с более подвижными нервными процессами. В такой ситуации можно показать на стрелки часов - они «говорят», что скоро пора спать. Предложите ей уложить своих мишек, куклу - им тоже пора отдыхать.

Имеет значение и состояние здоровья ребенка.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое про­щают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.

Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Педагогам и общественности нельзя мириться с недостойным поведением некоторых отцов и матерей, но вместе с тем им следует и помогать в воспитании детей.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка; организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающие недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой, созвучной идеалам нашей социалистической Родины.

Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет eго силу и стойкость, - это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) истихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю исвоего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у иего либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.

Наконец, третий фактор семейного воспитания - возможность естественной включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов кустарников во дворе дома, участие в субботниках, организуемых ЖЭКом, в детском саду; организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами «Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); изготовление с сыном, дочерью игрушек.

Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, лите­ратурных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить но и подчинятся.

LAST_UPDATED2
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

eyes

Дополнительно

Ваши комментарии в Методической копилке


[+]